детское ОФПРаботыСтатьиСтатьи Николая ТокареваФизическая подготовка детской команды горнолыжников RSR

RSR первая команда детей и подростков с которой я работал как тренер по ОФП. Про работу с детьми я уже писал в статье о физической подготовке хоккеистов. Но именно опыт тренировок горнолыжников дал мне сформировать мои принципы  и правила работы с детьми. В этой статье я хочу подробно остановиться именно на этих принципах, и немного затронуть анализ горнолыжного спорта с точки зрения требований к физическим качествам. Я перечислю основные моменты и напишу пару тренерских мыслей по поводу каждого.

От простого к сложному

Этот принцип применяется со всеми типами атлетов, но для детей его стоит возвести в абсолют. Для молодых атлетов нет смысла форсировать события для достижения спортивных результатов к кротчайшее время, вместе с этим дети сложнее поддаются обучению сложным двигательным навыкам, и не сразу понимают всю серьезность выполнения норм безопасности на тренировках. Также у детей нет “мачо фактора”, они не будут видеть разницу в «крутости» между приседаниями со штангой и приседаниями с гирей у груди. При этом родители будут только счастливы, если их дети подольше воздержатся от потенциально опасных упражнений. Это отличное поле для того, чтобы делать свою работу максимально безопасно и хорошо.

Перфекционизму тут не место

Чтобы ребенок научился что-то делать, ему нужно это пробовать. Нельзя научиться бегать, прыгать, приседать, слушая  рассказы и критику тренера. Тренер должен корректировать движение, но не прерывать его, пока оно безопасно. Дети будут двигаться неправильно, некрасиво, неуклюже но это часть процесса. Ребенок приседает с кривой спиной? Это может быть частью процесса, пока приседания выпоняются без веса, тренер дает корректирующие двигательные команды, ребенок понимает их и старается исправить нарушение техники. Время, объем движений, и тренерская работа сделают свое дело. Когда я начинал работать с RSR я тратил много нервов на постоянные корректировки, я не знал, как можно так плохо двигаться. Через пол года ребята делали упражнения и подходили к тренировке как настоящие атлеты. Они знали что делали правильно, а над чем нужно было поработать. Я получал настоящее удовольствие от работы, группа знала свое дело, я лишь расставлял мелкие акценты в тренировках. Если бы я тогда знал что время так изменит ситуацию, я бы сэкономил много нервов, себе и детям.

Если что-то важно, делай это каждый день

По факту эта красивая фраза значит в моем контексте что некоторые вещи мы делали каждую тренировку. Бодибилдинг и фитнес учит нас повторять упражнения раз в неделю, кроссфит говорит постоянно варьировать тренировки, но если дела касается обучения движениям, спортивные тренеры знают, нужно повторять действие как можно чаще плавно повышая сложность. Под важными вещами я понимаю основные двигательные шаблоны, включая перемещения, и приземление. На каждой тренировке мы делали все движения, тяги, жимы, приседания на одной и двух ногах, наклоны, приземления, броски медболов. Какие-то движения были основными в отдельной тренировке, какие-то дополнительные, некоторые выполнялись в разминке. Чем быстрее ребенок научится делать движение, тем быстрее он перейдет от обучения к настоящим нагрузкам. Кто-то может сказать что тренировки детей должны быть разнообразными, чтобы они не скучали, но у меня свои мысли на этот счет, которые мы обсудим в следующем абзаце.

Причины скуки на тренировках

Скука на тренировках возникает если у атлета нет осознанности при выполнении заданий, если спортсмен не знает зачем он это делает, и как можно сделать лучше. Вторая причина скуки, это плохая атмосфера на тренировках. Спортивный зал это место где тренер задает настроение, и делает тренировочную рутину крутым занятием. Если тренер ходит с лицом, на котором что-то среднее между унынием и безразличием, а в зале гробовая тишина, атлеты не общаются друг с другом, а как роботы выполняют задание, это не тренировка. Тренировка это звон железа, хорошая музыка, общение и обсуждение заданий. Цените процесс, и результат придет. Когда дети качали головой под мою музыку, настраивались на подход, смеялись над моими шутками, это то что я с теплотой вспомню и через много лет. Уверен вспомнят и они. Я уверен, это то из-за чего дети просили запланировать дополнительные тренировки со мной. И точно знаю, это то, из-за чего я сидел в свой выходной и думал над их тренировочными планами. Удовольствие от процесса дает внутреннюю мотивацию, самый мощный инструмент в достижении поставленных целей.

Спортивная специфика горнолыжного спорта

Перейдем к спортивной специфике горнолыжного спорта. Начнем с того, что специфичность ОФП понятие противоречивое само по себе. Поэтому я бы сказал что специфические отличия тренировок горнолыжников от других популяций детей были в пределах 10-15 от всего объема. И приходились больше на кондиционную часть. Но все же некоторые акценты выделить можно. Помимо того что ребята нуждались во всем том, в чем нуждаются все люди (с точки зрения физической подготовки), горнолыжники по моему мнению должны развивать несколько способностей:

  • Унилатеральная сила, (во фронтальной и сагиттальной плоскостях)
  • Умение поглощать энергию при быстрых эксцентрических движениях
  • Умение проявлять мощность и использовать эластичные свойства мышц и сухожилий
  • Лактатная работоспособность низа тела
  • Сила и мощность разгибания плеча (для первичного толчка палками)

Все это не сложно запрограмировать в тренировочный план. Но обучение займет достаточно времени. Особенно задания с приземлениями, плиометрикой и силовые упражнения на низ тела потребуют много тренерской энергии. Но это вложение окупится полностью. Мы использовали тест вертикального прыжка, как измеримый показатель мощности ног и МАМ(на WATбайке). Развивали данные показатели с помощью различных прыжков и приседаний. Все спортсмены показали значительные прибавки в тестовых показателях. Тесты не отражали всей нашей проделанной работы, но показывали правильность подобранного объема и методов.
Лактатную работоспособность мы развивали с помощъю тяжелых саней и интервалов на assault bike. Сани пожалуй лучший выбор для работы с детьми, так как очень просты, и дают возможность для латеральных движений.
Силу и мощность разгибания плеча развивали с помощью подтягиваний, пуловеров, бросков мяча в пол и спринтов на лыжном тренажере.
Работа над мышцами корпуса и поддержанием оптимальной подвижности, разумеется тоже были включены в тренировочную схему.
Вот и все, чем я хотел с вам поделиться в этой статье. Как всегда надеюсь, информация натолкнула вас на какие-то мысли. Анализ работы позволяет выделять мне важные вещи, и делиться ими с вами. Из подобной информации от каждого тренера и состоит тренировочная культура. Исследования и научные данные это фундамент пирамиды. Но на острие всегда тренерская практика и ее анализ.

Примеры других моих работ вы можете прочитать перейдя по ссылке.

Подробнее прочитать обо мне и других авторах сайта можно здесь.

Если вы заинтересованы в тренировках по ОФП подростковой команды, можете ознакомиться с нашими тренировочными услугами в этой области.

Автор: Николай Токарев.

Читать другие статьи автора

INSTAGRAM

Notice: Trying to get property of non-object in /home/z/zajtse/training-culture.ru/public_html/wp-content/plugins/bold-page-builder/widgets/bb_instagram/init.php on line 115

ПОДПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС

Не пропусти новые статьи и курсы...

СВЯЗАТЬСЯ СО МНОЙ

Узнайте подробности о моих курсах и услугах